Художественный словарь

АКВАРЕЛЬ (от лат. aqua — вода)

Краски на растительном клее, которые разводятся водой, а также работы, сделанные такими красками. В отличие от гуаши акварель прозрачна: нанесенные кистью жидкие краски образуют светлый фон сквозь который просвечивает бумага, цвет которой имеет большое значение в общем колорите композиции. Детали можно усилить нанесением основных тонов более тонкой кистью и менее жидкой краской. Достоинством акварели является также то, что она прочно держится на бумаге и не требует фиксирования.

АКРИЛ
Акриловые краски появились около 50 лет тому назад и сразу же получили широкое признание. Успех этих современных красок вызван главным образом простотой их применения, универсальностью и быстротой высыхания. Они растворяются в воде, но после высыхания становятся совершенно нерастворимыми и устойчивыми к химическим и физическим воздействиям. Акриловая краска идеальна для художников и любителей. Характеристики этой краски - быстрое высыхание, хорошая светостойкость, прекрасно наносится на поверхности, гибкость (упругость), яркость (светимость), нерастворимость водой и маслами. Акриловые краски очень эластичные и яркие, отлично сцепляются с любой нежирной поверхностью: холстом, картоном, бумагой, деревом, фанерой, фаэзитом, штукатуркой, глиной, тканью. Все акриловые краски могут наноситься как кистью, так и шпателем, а при соответствующем разбавлении и аэрографом. 

ГРУНТ, ГРУНТОВКА (от нем. Grund — почва, основа)
Подготовительный слой специального состава, наносимый на холст, доску, картон и другую основу живописного произведения с целью предотвращения впитывания ею связующих веществ красок, придания желаемого тона или фактуры, как правило, используется как основа для масляных красок. Грунт бывает клеевым, масляным и эмульсионным. Его применяют для удобства работы и лучшей сохранности произведения. 

КАРАНДАШ (от тюркск. кара — черный и таш, даш — камень)
Один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой). По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные), итальянские (разновидность этого карандаша — ретушь), графитные и цветные карандаши. Карандаши разделяют на мягкие и твердые. Буква «Т» или на импортных карандашах «Н» говорит о том, что карандаш твердый. Цифры рядом с буквой указывают на степень твердости, чем больше цифра, тем тверже карандаш. Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква «М» или «В» на импортных карандашах. Рядом с буквой тоже стоят цифры, указывающие на степень мягкости («2М», «ЗМ», «5М»). Удобно начинать рисунок карандашами средней твердости («ТМ», «НВ»), а последние штрихи, особенно в длительном тоновом рисунке, наносить карандашами мягкими («2М», «2В», «ЗМ», «3В»). Цветные карандаши, так же как и краски, можно смешивать для получения новых цветов и оттенков. Они возникают на основе механического и пространственно-оптического смешения цветов. Некоторые виды карандашей формуются в виде палочек и остаются без оправы (см. уголь, сангина, пастель). 

КИСТЬ
Инструмент художника, главным образом живописца, представляющий собой ручку с ворсом на конце. Кисти для живописи обыкновенно употребляют из волоса: щетинные, колонковые (из волоса красной куницы — колонка), беличьи, хорьковые и др. Для акварельной живописи, для работы над мелкими деталями подойдут кисти из тонкого и мягкого волоса, например беличьи. Для живописи гуашью, темперой, масляными красками выбирают жесткие щетинные кисти. Широкие и плоские кисти (флейцы) применяются для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов. Кисти бывают круглые и плоские, с коротким и длинным ворсом, жесткие и мягкие. На каждой кисти стоят цифры (1, 2, 3 и т. д.). Чем больше цифра, тем больше кисть по размеру. Концы волос в кисти должны быть обязательно заостренными, а не обрезанными. Волосы должны быть подобраны так, чтобы они лежали параллельно, а не топорщились в стороны. Хорошая кисть сохраняет свою форму и после мытья водой, а плохая топорщится, даже если ее обмакнуть в краску. 

ЛЕПКА, ПЛАСТИКА
Процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластичным материалом — глиной, пластилином, воском. Лепка выполняется руками с помощью стеков разных видов — методами добавления или частичного снятия материала. Изнутри материал, как правило, укрепляют металлическим каркасом. Лепка может служить для выполнения самостоятельного произведения и в качестве создания модели для скульптуры, создаваемой в другой технике: высекание, литье, чеканка и т. д. 

МАСЛO
В масляной живописи используются растертые краски скрепляемые растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Часто в масло добавляют древесную смолу (камедь) и дополнительные сиккативные вещества. Масло можно использовать на любой основе, предварительно покрытой грунтом, который ограничивает соприкосновение красочных слоев с основой. Состоящий из пигментов во взвеси красочный слой может быть разным в зависимости от условий высушивания листа фактуры и структуры основы. Взаимосвязь пигментов связующего вещества основы и грунтовки составляет суть этой техники, которая может варьироваться у каждого художника. 

МАСТИХИН (ит. mestichino)
Инструмент художника из тонкой стальной пластины в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Он бывает разных размеров и формы. Применяется для частичного удаления незасохшей краски с картины и для очистки палитры. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения. 

МОЛЬБЕРТ
Деревянный или металлический станок для живописи, на котором укрепляются подрамник с холстом, картон, доска или другие основы для живописи и рисунка. Устройство мольберта позволяет регулировать высоту и наклон установленной на нем картины. Основные виды мольберта — складной треножник и стационарный деревянный мольберт на горизонтальной подставке. Легкие алюминиевые раздвижные мольберты-треножники предназначены для пейзажных этюдов. 

НАКЛЕИВАНИЕ
Тонкие холсты и бумага могут быть наклеены на более плотные холсты или на дерево для придания большей жесткости основе; холсты в этом случае специально приготовливают путем проклеивания, что придает им большую твердость. 

ПАСТЕЛЬ (фр. pastel, от лат. pasta — тесто)
Материал художника и техника изобразительного искусства. Пастель — это мягкие цветные палочки — карандаши, изготовленные из пигментов, мела и связующих веществ. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста — отсюда и название. Пастель имеет много нежных оттенков каждого цвета. В зависимости от приемов работы пастель можно отнести либо к живописи, либо к рисунку (графике). Пастелью пишут и рисуют по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и др. Краски пастели можно наносить различными способами, например тонкими линиями или штрихами, делать широкие пастозные мазки, а также втирать цвет в цвет с помощью специальной растушки, изготавливаемой из замши, или даже просто рукой. Этот прием позволяет добиваться особой воздушности. Преимущества пастели в том, что она позволяет снимать и перекрывать целые слои, вносить необходимые изменения, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Рисунки, выполненные пастелью, необходимо защищать, чтобы сохранить их на долгие годы. Красочный слой пастели очень нежен, его необходимо покрывать тонким листом прозрачной бумаги. Другие же способы закрепления приводят к изменению и потемнению цветов. Удобна в работе масляная пастель. Она дает очень яркие цвета и прочно держится на поверхности листа. 

САНГИНА (фр. sangine, от лат. sanguis — кровь)
Мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон. Она бывает различных оттенков. Сангина приготавливается из глины, окислов железа и связующих веществ. Она напоминает пастель коричневого тона. Рисуют сангиной на шероховатых бумаге, картоне, холсте, используя разнообразные приемы: линии и штрихи различной толщины, длины, направленности, растушевку, позволяющую создавать красочные пятна. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей"). Сангина достаточно прочно держится на поверхности листа, однако рисунки, выполненные в сочетании с углем, лучше хранить, переложив тонкой бумагой, так как фиксировать их нельзя. 

СОУС (фр. sause — соус, подливка)
Материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу. Он дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатисто-черный цвет (иногда серый или коричневый), хорошо растушевывается; наносится на бумагу штрихом, растушевкой (сухой соус) или размывается кистью с водой, аналогично акварели (мокрый соус). Применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. 

СТЕКА (ит. stecca)
Инструмент скульптора при лепке из глины, воска и других мягких материалов: небольшая деревянная, пластмассовая или металлическая изогнутая палочка, с расширенными в виде лопаточки концами — прямыми или скошенными, напоминающими нож. Стеки используют для того, чтобы снять лишний материал, отрезать небольшой кусок, сделать углубление, процарапать контур рельефа, проработать мелкие детали, нанести фактуру и др. 

ТЕМПЕРА
Разновидность клеевой живописи в которой в качестве связующего вещества выступает водянистая или маслянистая эмульсия (например на яичной основе, растительного или животного клея, масла и лака). Темперная краска наносится после обработки основы мелом или гипсом, она быстро высыхает становится нерастворимой и прекрасно сохраняется в сухой атмосфере. Однако она хрупка при влажности и неудобна при работе в холодном месте. Цвет и тон темперы более стойки к внешним воздействиям по сравнению с маслом. Основная техника в иконописи. С 15 века вытесняется масляной живописью. 

ТУШЬ (нем. Tushe)
Черная или цветная краска. Черную тушь изготавливают из сажи, копоти, клеящих и других веществ. Существует жидкая и сухая тушь в виде плиток и палочек. Тушь используется для написания шрифтов в оформительских работах, для черчения и рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки, отмывки. Тушь быстро высыхает, не смывается, хорошо пристает к бумаге. Несколько усложняет работу ее быстрое засыхание и образование черного сгустка на пере, которое все время надо промывать и вытирать тряпочкой. 

УГОЛЬ (родств. agnis — огонь)
Материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обоженных специальным способом. Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет. Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти. Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге. 

ХОЛСТ, ПОЛОТНО
Льняное конопляное или хлопчатобумажное полотно используемуе после соответствующей обработки в качестве основы для живописи. В широком смысле слова термином "холст" обозначают любое полотно натянутое на подрамник и служащее основой для живописи. Самыми прочными являются те холсты, нити которых тесно прилегают друг к другу и имеют одинаковое качество и толщину. Способ плетения холста, важный для внешнего вида картины, играет незначительную роль для сохранности полотна. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСУНКА

Рисунок - древнейший вид изобразительного искусства. Первобытный человек с помощью острого предмета процарапывал изображения на стенах пещер, на орудиях труда и быта. Со временем менялись инструменты для выполнения рисунка и основания, на которых работали художники.

Первые рисунки на бумаге появились в XIV в., но вплоть до XVI в. основанием для выполнения рисунка служили деревянные дощечки, пергамент. Инструментом же для рисунка были металлические грифели (штифты) из свинца и серебра, дающие достаточно четкие и одновременно мягкие линии. Если штрихи, выполненные свинцовым штифтом, легко удалялись с грунтованной или тонированной бумаги (на которой в основном выполнялись работы этим инструментом), то работа серебряным требовала большой точности, и навыков работы, так как проведенные им линии почти не стирались. Особенность работ, выполненных серебряным штифтом, - это приобретение коричневого оттенка с течением времени.

ГРАФИТОВЫЕ КАРАНДАШИ
Графитовые карандаши, появившиеся в XVI в. в связи с открытием в Англии месторождения графита, заменили постепенно металлические грифели. Графит распиливали на карандашные стержни, которые для предупреждения частых поломов и загрязнения рук обматывали по всей длине тесьмой, разматывавшейся по мере исписывания графита. В дальнейшем для устранения этих недостатков графит стали смешивать со смолой и сурьмой, а в конце XVIII в. - с глиной, после чего обжигали. Появились графитовые стержни, напоминающие современные. Изменяя количество добавляемой глины и время обжига, стало возможным получать стержни различной твердости. Одновременно с усовершенствованием графитовых стержней было предложено вклеивать их в деревянные пеналы. Так появились карандаши известного нам типа. Рисунки графитовым карандашом имеют сероватый тон с легким блеском, в них не бывает интенсивной черноты.

Выпускаются карандаши трех основных групп: черные графитовые, копировальные (химические) и цветные.

Для рисунков и набросков, а также при выполнении художественно-оформительских работ можно рекомендовать карандаши марки "Faber-Castell", "Conte", "DERWENT" и др. Мягкость карандаша принято обозначать на конце его деревянной оправы буквой В, а цифра перед буквой означает степень его мягкости - 2В, ЗВ, и т.д., с увеличением номера В возрастает и мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Н, цифра перед буквой также означает степень твердости карандаша - 2Н, ЗН и т.д. В продаже можно найти карандаши от 9Н до 9В.

Выбор того или иного номера карандаша зависит и от качества бумаги, и от той творческой задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобно делать очень мягким карандашом, а длительный рисунок на бумаге типа полуватман следует начинать карандашами Н или НВ. На гладкую бумагу лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой бумаге удобен карандаш средней мягкости, а на бумаге с зернистой поверхностью, вроде ватманской, рисовать карандашами очень трудно, так как линия или штрих получаются прерывистыми и рыхлыми. 

УГОЛЬ
Столь же популярным материалом для рисунка, как карандаш, является простой древесный уголь, который представляет собой круглый стерженек длиной 10-12 см и диаметром 5-8 мм.
Мягкий, хорошо растирающийся на бумаге уголь дает художнику богатые возможности. Углем можно провести сравнительно тонкие линии и проложить широкие пятна любой формы; широкая тональная шкала угля позволяет быстро находить самые светлые и самые темные тона натуры.
Этот мягкий, ломкий, крошащийся материал плохо соединяется с бумагой, осыпается, поэтому выполненные им рисунки нужно фиксировать или хранить под стеклом. Чтобы уголь лучше втирался в поры бумаги, следует выбирать шероховатую бумагу. 

САНГИНА
Сангина представляет собой карандаш интенсивного коричневого цвета. Арт-Карандашсангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет.
Сангина изготовляется из тонко перетертой жженой сиены и часовярской глины.
Работа сангиной во многом напоминает работу углем. Сангина хороша при технике "гризайль" (выполнение работы различными оттенками одного цвета). Она хорошо растирается ваткой, при этом получаются более тонкие и прозрачные слои.
Выпускается сангина в виде круглых стержней длиной 58 мм, диаметром 7-8 мм.

СОУС
Соус, или, как его называли раньше, черный мел, внешне похож на сангину, обладает интенсивной красящей способностью. Цвета его - черный, серый и коричневый.
Приготавливается из пигмента, часовярской глины, мела и препарата ОП-7.
Соус дает бархатистый тон, хорошо разносится по поверхности бумаги. Им работают либо так же, как сангиной, либо, измельчив его в порошок, наносят на бумагу сухой щетинной кистью, с последующей прорисовкой деталей ретушным или черным карандашом.
Порошок соуса при мокром способе разводят водой и работают им как акварелью, при этом он напоминает черную или цветную тушь.
Соус выпускают в виде стержней длиной 56 мм, диаметром 11-13 мм.

ПАСТЕЛЬ
Пастель представляет собой мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков. В состав ее входят спрессованные пигменты, каолин, бланфикс, мел, часовярская глина, белая сажа. Пастель отличается от других материалов, применяемых для рисунка, бархатистостью и матовостью цвета.
Пастель очень плохо удерживается на поверхности, даже при незначительных механических воздействиях она осыпается. Поэтому ею работают на специальной пастельной бумаге.
Для закрепления рисунков, выполненных пастелью, применяют фиксативы.
Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 52-65 мм, диаметром 7-13 мм. Кроме обычной пастели промышленность выпускает кремниевую пастель, которую изготовляют на основе гидрата окиси кремния, углекислого магния и окиси магния, являющихся связующими пастели. Отличительная ее особенность - высокая прочность. Рисунки, выполненные этим материалом и зафиксированные кремниевым фиксативом, не теряют бархатистости и матовости. 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

ТЕМПЕРА
Темпера (от лат. "темпераре" - смешивать) - живопись красками, предшествующая масляной, на протяжении многих веков являющаяся основным видом живописных произведений.
Темперные краски приготовляют на основе связующих, представляющих собой природную или синтетическую эмульсию, которая и определяет вид темперной краски: яичная, поливинилацетатная, масляно-казеиновая, лаково-масляная и др.
Темперная краска занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками. Так же как и клеевые краски, темперные разводятся водой, однако в отличие от них после высыхания образовавшаяся пленка не растворяется водой. От масляной краски темпера отличается более быстрым сроком высыхания и в отличие от гуаши - самой непрозрачной из всех красок - в тонких слоях довольно прозрачна.
Темперой можно писать на любом основании: дереве, камне, грунтованном и негрунтованном холсте, картоне и бумаге.
Темперные краски хорошо сочетаются практически со всеми материалами, применяемыми в изобразительном искусстве, что делает их очень удобным и привлекательным материалом как для живописных, так и для оформительских работ.
Наша промышленность выпускает четыре вида темперных красок: казеиново-маслянную, поливинилацетатную (ПВА), воско-маслянную и акриловую.
Казеиново-масляная темпера представляет собой водорастворимую краску, состоящую из тонкоперетертых пигментов, связующего вещества (эмульсия льняного масла в водном растворе казеина), эмульгатора - ализаринового масла, антисептика - фенола.
Для работы этой темперой нужно приготовить специальное основание, состоящее из проклейки - раствора казеина и трехпроцентного раствора буры (в равных пропорциях на 100 см3 воды), улучшающего клеевые свойства казеина, после чего поверхность необходимо прогрунтовать следующим составом: казеин - 20 мас. ч., бура - 9, отбеленное льняное масло - 10, цинковые белила - 50- 80, глицерин - 5, фенол - 0,1 мас. ч., вода - 300 мл. При разведении водой качество казеиново-масляной темперы значительно ухудшается. При этом может произойти растрескивание, отслаивание или меление красок, поэтому для их разведения используют снятое коровье молоко, немного разбавленное водой или специальной казеиново-масляной эмульсией.
Как и гуашь, темпера после высыхания изменяет свой тон. Незначительно высветляются: окись хрома, кобальт зеленый, светлый и темный, кадмий красный светлый, а также черные краски; сильнее высветляются: кобальт синий, голубой и фиолетовый, церулеум, охра светлая и золотистая; значительно высветляются: охра красная, умбра натуральная и изумрудная зеленая; резко темнеют с последующим высветлением: сиена натуральная и жженая, марс коричневый - светлый и темный, умбра жженая, английская красная, краплак красный и ультрамарин; темнеют: ганза желтая, литополь оранжевая и ярко-зеленая.
Без изменения остаются: белила цинковые, стронциановая желтая, кадмий желтый и оранжевый, хром, кобальт сине-зеленый и зелено-голубой (склонны к потускнению), ганза лимонная и красная, а также тиоиндиго. Вот почему при внесении поправок места исправления предварительно смачиваются водой для получения первоначального тона.
Цветовая колористика работ, выполненных темперой, усиливается нанесением одного из покрывных лаков - фисташкового, акрилфисташкового, даммарного и др. Лак при этом разводят пиненом в соотношении 1:1 (добавление пинена уменьшает блеск лаковой пленки).
Являясь эмульсионной краской, казеиново-масляная темпера имеет сравнительно небольшой срок хранения - 6 месяцев, после чего эмульсия многих красок расслаивается и происходит коагуляция пигмента, что приводит к ее шелушению и частичному отслаиванию. Кроме того, хранить ее рекомендуется при комнатной температуре, так как при низких и высоких температурах также происходит расслаивание эмульсии.
Пригодной для работы можно считать темперу, которая не расслаивается, не загустевает, не меняет резко свой цвет при высыхании, хорошо и легко разводится водой и не размывается после высыхания.
Поливинилацетатная темпера - высокодисперсная, пастообразная водоэмульсионная, быстровысыхающая краска (1-2 ч в лессировочных (тонких, прозрачных) слоях и 3-4 ч в корпусных).
Связующее темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы с добавлением стабилизаторов и структурирующих веществ. Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново-масляной темперы. Отличительная особенность темперы ПВА - с течением времени она совершенно не желтеет. К недостаткам ее можно отнести невозможность использования с другими водорастворимыми красками, так как составленные с ней смеси плохо разносятся по основанию, а краски при этом створаживаются. Основанием для работы поливинилацетатной темперой служат различные материалы: бумага, картон, дерево, бетон, стекло, штукатурка, линолеум и ряд других. Этим и объясняется ее популярность, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.
В процессе высыхания поливинилацетатная темпера изменяет свой цвет и тон. Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая; значительно светлеют: кобальт синий и охра; слегка темнеют (с последующим частичным высветлением): кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая; заметнее темнеют: английская красная, капутмортуум, умбра жженая, краплак красный; сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и ультрамарин в корпусном слое.
При высыхании темпера ПВА приобретает матовость, цвета при этом немного приглушенные. Для придания звучности и насыщенности цвету темперу ПВА покрывают, так же как и казеиново-масляную, одним из покрывных лаков, разведенных пиненом в соотношении 1:1, однако это приводит к некоторому потемнению работы. Хранить краски следует при комнатной температуре и не ниже 0°С. Гарантийный срок хранения 1 год.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ

ГЛИНА

Глина - это первый материал скульптора, позволяющий создавать не только модели будущих работ, но и самостоятельные художественные произведения.
Глины - это слои осадочных горных пород, способных образовывать с водой пластичную массу, которая сохраняет придаваемую ей форму, а после сушки и обжига становится твердой и прочной. В глинах преобладают частицы меньше 0,01 мм. При увеличении количества более крупных песчаных частиц глины постепенно переходят в пески.
В составе глин главную роль играют каолинит, монтмориллонит, гидрослюды и другие глинистые минералы. Кроме них обычно присутствуют и примеси: кварц, полевые шпаты, окислы железа и т. д. По преобладанию того или иного глинистого минерала выделяют минералогические типы глин: каолинитовые, монтмориллонитовые, гидрослюдистые и др.
В зависимости от составляющих ее минералов (окиси железа, углеродистые соединения и др.) глина обладает различными цветами - белым, желтым, красным, бурым, черным и зеленым. Для скульптурных работ наиболее приемлемы глины желтоватых и серовато-зеленоватых тонов. Глины бывают пластичные (жирные), умеренно пластичные и непластичные (тощие). По составу, свойствам и практической ценности они подразделяются на четыре основные группы: Грубокерамические - разнообразные железистые глины, распространенные почти повсеместно; огнеупорные - каолинитовые, обладающие высокой пластичностью; каолины - менее пластичные, чем огнеупорные, глины; содержат незначительное количество красящих окислов, вследствие чего после обжига они приобретают белый цвет; применяются в производстве фарфора и фаянса; монтмориллонитовые - очень пластичные глины, обладающие высокой связующей способностью. Из природных поделочных материалов глина - самый податливый, точно фиксирующий движения руки мастера, позволяющий достигать большого разнообразия пластичных и живописных эффектов. 

ПЛАСТИЛИН СКУЛЬПТУРНЫЙ
Идеальный материал для лепки и моделирования, пластичен и сохраняет форму при комнатной температуре. От глины пластилин отличается тем, что он не сохнет, сохраняя платичность и плотность; поэтому пластилин находит применение главным образом в работах, где требуется очень тонкая и чёткая прорабртка формы. 

ГИПС
Гипс - это порошкообразный материал белого цвета. Являясь воздушным вяжущим веществом, гипс и изделия на его основе применяют для выполнения декоративно-художественных элементов внутреннего оформления. Гипс получают в результате термической обработки природного гипсового камня с последующим измельчением продукта обжига. Для художественно-оформительских работ применяют гипсы тонкого помола с нормальным сроком твердения. Гипс для таких работ должен быть свежеобожженным, белым по цвету, невлажным на ощупь, без слежавшихся кусков и примеси песка.
При затворении водой гипс быстро схватывается и твердеет. Процесс схватывания протекает при повышенной температуре. Начало схватывания гипса нормального твердения должно наступить не ранее 6 мин, а конец не позднее 30 мин с момента затворения водой. Практически гипс за 10-12 мин превращается в камневидное состояние. Быстрое схватывание гипса затрудняет в ряде случаев его использование.
Для замедления сроков схватывания в гипс вводят специальные добавки: известь, буру, клей, поверхностно-активные вещества, являющиеся отходами химической промышленности (мылонафт, омыленные остатки синтетических жирных кислот, композиции этих веществ с сульфатно-дрожжевой бражкой). При необходимости ускорить схватывание гипса (например, при снятии маски или формовки частей человеческого тела с натуры) применяют гипс с добавкой (сульфата натрия, поваренной соли, квасцов) или затворяют раствор горячей водой. Гипс, быстро твердея, образует гладкую поверхность, которая легко окрашивается, имеет достаточно высокую прочность.
Основной недостаток гипса - малая водостойкость. Прочность гипсовых изделий зависит от сорта гипса, тонкости помола, количества недожога и пережога в гипсе, водогипсового отношения, вида и количества заполнителей. Гипсовый раствор используют немедленно после приготовления, так как он сохраняет текучесть в течение 2,5 мин, а пластичность 6-8 мин.
Схватившийся гипсовый раствор нельзя "омолаживать", т.е. повторно разводить водой и использовать для работы, так как он уже не будет обладать вяжущими свой

rss